Центр Психоанализа Пермь
Как и некоторые другие работы, З. Фрейд описывает здесь случай человека, которого лично он никогда не видел, но его персоналия заинтересовала Фрейда. Как мне показалось, как и в случае с «Одним ранним воспоминанием Леонардо да Винчи», выбран персонаж известный (степень и уровень их известности конечно разный), незаурядный, описанный в литературе достаточно, чтобы был материал, по которому можно было бы провести свое психоаналитическое исследование.
В данном случае перед нами предстает известный политический деятель, председатель судебной коллегии, доктор юриспруденции Даниеле Пауле Шребер. Свое исследование Фрейд проводил на основе мемуаров Шребера под названием «Мемуары нервнобольного», выпущенные за восемь лет до публикации описания разбора данного случая Фрейдом. Как мне показалось, это красивый ход, направленный на популяризацию психоанализа, включающий интересную демонстрацию механизма работы психики и ее патологии на примере известных личностей. Причем, как сообщает автор в самом начале, на сколько ему известно, данные мемуары Шребера вызвали довольно обширный интерес в психиатрическом сообществе. Не это ли сообщество было предполагаемой аудиторией Фрейда?
Особый интерес данной работы, на мой взгляд, представляет разбор механизма функционирования психопатологии, в частности паранойи.
Сам случай вкачает в себя описание и разбор нескольких эпизодов заболевания Шребера, которые произошли с ним в возрасте сорока двух (1884), пятидесяти одного (1893) и шестидесяти пяти лет (1907). Примечательно, что все три эпизода заболевания случались с ним осенью, в октябре-ноябре. Может показаться, что здесь есть какая-то взаимосвязь с датой смерти его отца, который умер в ноябре 1861 года (когда Шреберу было девятнадцать лет). Могла ли сама дата смерти отца оказать какое-либо влияние на периоды обострений заболевания Шребера, попробуем разобраться далее, в процессе написания нашего эссе.
Его первое заболевание было описано как приступ ипохондрии. Фрейд здесь обращает внимание на тот момент, что Шребер упоминает о благодарности его жены к профессору Флехсингу, который занимался лечением Шребера. Благодарность проявилась в том числе в ее особом отношении к портрету профессора Флехсинга, который годами стоял на ее письменном столе. В данном предложении, как мне показалось, заключено нечто парадоксальное, противоречивое (хотя и то и другое понятие не описывает то, что ощущаешь при прочтении этих строк). С одной стороны, Шребер пишет о внимании его жены к профессору Флехсингу, указывая на то, что его портрет располагался в ее интимной зоне (ее письменный стол). Данный факт, пожалуй, вызвал бы у многих мужчин чувство ревности, и, как мне показалось, в этих строках есть намек на это чувство. Но в то же время, что-то в рассказе Шребера есть принимающее и, я бы даже сказал, разделяющее внимание его жены к профессору. Кроме того, здесь Шребер сообщает нам о том, что он достаточно долго прожил счастливо со своей женой после излечения, и, пожалуй, единственным, что омрачало их жизнь – это неудачные попытки иметь детей. Именно в этой части мемуаров, словно имея ассоциативную связь, по сообщению Фрейда, Шребер
рассказывает об этом омрачающем его счастливую жизнь факте. В этих строках читается какая-то досада, связанная с любовным треугольником, а точнее «подставленным треугольником», так мне захотелось это назвать. Словно Шребер уже в этих строках примеряет (подставляет) маску своей жены к себе и каким-то образом оценивает его неудачу иметь детей со своей женой, которая, возможно разрешилась бы иначе, будь его жена обладаема профессором Флехсингом.
Все это звучит странно, однако далее по тексту Шребер рассказывает о своем полусне, в котором ему подумалось о том, как хорошо быть женщиной, которая уступает и соглашается на половое сношение. В этих словах на мой взгляд, явно читается гомосексуальный контекст, рассказывающий нам, что в некой части психики Шребера, которая не может быть принята им в бодрствовании, но однако, прорвавшейся в полусне, содержится желание стать той самой женщиной, и быть, судя по ассоциативным связям изложения, и по контексту, обладаемой профессором Флехсингом, то есть стать его собственной женой.
В данном событии Шребер описывает состояние между сном и реальностью, которое по Фрейду можно было бы связать c бредом ревности, построенном на отрицании субъекта: «Это не я люблю его, мужчину, это она любит его». В данном случае желание выводится за пределы я (выталкивается), внутри которого оно осознанно присутствовать не может в силу действия культуры.
Как мне кажется, действие данного механизма просматривается даже ярче и во втором эпизоде заболевания. В 1893 г. начиная с мучительной бессонницы, далее к его состоянию добавились симптомы ипохондрии, в последствии развился бред. Судя по описанию, его бред развивался в динамике и сформировался в определенную более или менее зафиксированную картину. Создалось впечатление, словно содержимое его гомосексуальных желаний давило на него с невероятной силой, прорываясь и приобретая причудливые формы.
Сначала Шребер говорил о том, что его мозг размягчается. Если вдуматься в данное заявление, поразмышлять о том, чтобы это могло означать? Для человека, который не является специалистом в области психики и анатомии, мозг мог бы являться важной составляющей сознания и внутреннего мира, а может быть и самим физическим его проявлением. Мозг размягчается - теряет структуру, форму, перестает быть надежным, перестает иметь возможность сопротивляться входящим в него из вне идеям или какому- либо другому содержимому. Также в тексте Фрейда (и, вероятно в оригинале) говорится о том, что у Шребера проявилась выраженная гиперестезия. Словно он стал особо чувствителен к входящим импульсам, таким как свет и звук. Также он считал себя больным чумой, словно эта зараза поразила его, проникла в его сознание и овладела им. Заметим, что в процессе развития бреда, в одном им его этапов Шребер начал упоминать о профессоре Флехсинге, называя его «душегубом» и выкрикивая фразу «маленький Флехсинг». Как если бы Флехсинг погубил его душу, произвел на нее неизменимое влияние и он, Шребер, уже никогда не стал бы прежним. Что же означала фраза «маленький»? На мой взгляд, здесь речь идет о попытке унизить, оскорбить Флехсинга, дать намек на его несостоятельность, на отсутствие каких-либо действий с его стороны, отомстить. Опять же, фраза, как мне кажется звучала бы оскорбительно, будь она произнесена женскими устами в адрес мужчины.
В конце концов, судя по заключению доктора Вебера, которое было сделано по итогу судебных разбирательств, связанных с освобождением Шребера из-под опеки, было сказано, что тот верит в свою миссию спасения мира и возвращения ему утраченного
блаженства, но сделать он это сможет только если превратится в женщину. Через божественное вдохновение Шребер получил понимание того, что его возбужденные нервы притягательно влияют на Бога, взаимодействие с которым взаимодействия со Шребером, спасет мир.
Далее Фрейд разбирает более подробно содержимое бреда Шребера, в котором тот заявляет, что против него был составлен заговор с целью передать его душу, и что особенно выделяется, тело некоему человеку. Тело должно быть передано для сексуальных надругательств, после чего оно должно быть выброшено.
Формат данного эссе слишком мал, чтобы разобрать в подробностях все моменты, которые освещаются Фрейдом в данной работе (даже самые основные). Однако, мне хотелось бы отметить, что тема гомосексуального желания Шребера, которое по словам Фрейда Шребер пытался вытеснить, просматривается с самых первых строк описания данного случая. В описании Фрейд достаточно подробно рассматривает механизм такого взаимодействия желания и протеста культуры, и его влияние на формирование паранойи.
Особое место в работе, как мне показалось, занимает идея Бога, которой Фрейд позднее уделил все внимание в своей последней работе «Моисей и монотеистическая религия». Вероятно, разрабатывать эти идеи он начал в том числе и в данной работе по описанию случая. Идея Бога у Фрейда связана с тем бессознательным образом, который формирует отцовская фигура. В данном случае также вспоминается концепция эдипова комплекса Фрейда и его влияние на формирование гомосексуальности. Отметим, что отец Шребера умер осенью, в ноябре 1861 года. Как мы уже упоминали в нашем Эссе выше, все описанные эпизоды заболевания начинались осенью, в октябре-ноябре. Как мне кажется, обратив на это внимание, мы могли бы больше понять о любви Шребера к отцу.
Далее в своей работе Фрейд разъясняет механизмы формирования паранойи, упоминая свою работу «Три очерка по теории сексуальности», где он описывал этот механизм, как попытку параноика защитится от сексуализации его социальных влечений.
Что занимательно, история Шребера носит характер борьбы, которую можно рассматривать с разных сторон: как борьбы в рамках психического конфликта, так и борьбы в юридическом поле. Желания из области бессознательного, атакующие Шребера, супер-Эго которого активно сопротивляясь, составило компонент конфликта. Данный конфликт привел к различным проявлениям, которые мы можем назвать психопатологией. Однако борьба Шребера не прекращалась, в процессе протекания болезни, мы можем наблюдать динамику изменения его бредовых формирований, которые можно было бы общими чертами описать как постепенную победу культуры над его влечениями с целью адаптации Шребера в обществе и сохранении его позиций в нем. В процессе этой борьбы сам Бог становился то его союзником, то тем, кто инициировал против него заговор. Психика Шребера продолжала «переваривать» этот конфликт, и, в конце концов результатом этой битвы стало сформировавшееся мировоззрение, которое Шребер, психически нездоровый человек (если посмотреть с позиции психиатрии), оформил в литературный труд, в мемуары и даже опубликовал их, тем самым войдя в историю.
В последствии Шребер начал судебный процесс, с целью снятия с себя диагноза, признания его дееспособным и продолжения своей профессиональной деятельности. Это ему удалось реализовать, и в 1902 году Верховный суд отменяет решение относительно недееспособности Шребера.
Глоссарий:
- Dementia praecox - деменция проекокс, раннее слабоумие, устаревшее название Шизофрении (1850-1910-е годы),
- Ипохондрия - чрезмерная озабоченность своим состоянием здоровья, выражающееся в повышенной мнительности, восприятия любых обычных ощущений, как признаки тяжелого заболевания,
- Бред спасения - фантазия, которая часто образует ядро религиозной паранойи. Разновидность сверхценных идей,
- Фантазия о спасителе - проецирование на другого человека функции спасителя мира, в некотором роде идеализация,
- Бред преследования (или мания преследования) – психическое расстройство, навязчивая идея о об угрозе собственной безопасности, включая ощущение преследования и слежки,
- Фрустрация – разочарование,
- Климакс – убыль сексуальной функции (по мнению Фрейда, можно отнести как к мужчинам, так и к женщинам),
- Процесс переноса – перенос эмоционального катексиса с одного значимого человека на безразличную, в сущности, персону, благодаря чему, замещающая персона становится суррогатом того, кто более близок нашему субъекту, осуществляющему перенос,
- Рационализация – например при бреде преследования попытка рационально объяснить себе мотивы этого преследования,
- Нарцизм – стадия развития либидо, которую оно проходит на пути от аутоэротизма к объектной любви.
Автор: психоаналитик Романов Роман
Запись на консультацию (психоанализ):
Запись на консультацию через Телеграм: https://t.me/psyhologperm
Телеграм канал о психоанализе: https://t.me/romanov_mirror