Центр Психоанализа Пермь
Фильм показался мне интересно снятым, по занятному сценарию. С самого начала вся его атмосфера пропитана, я бы сказал, перверсией, неврозом, причем подано все это как некая часть жизни, которая имеет место быть и является нашей реальностью, а не как что-то ненормальное и отстраненное.
Девушка по имени Ли имеет ярко выраженные мазохистские наклонности и демонстрирует самоповреждающее поведение. Всякий раз, когда она испытывает сильный внутренний конфликт, детерминируемый во многом, по-видимому, ее отношением с отцом алкоголиком, а также с контролирующей матерью. Конфликт реализуется в самоповреждающих действиях, при которых она режет себя, травмирует, тем самым испытывая облегчение. Не будем углубляться в причины такого облегчения, они могут быть достаточно непростыми и не однозначными — все это проясняется в процессе терапии. Однако ярко показана суть – Ли мазохист, ее сексуальное удовлетворение ассоциировано с болью и унижением. И в целом такое поведение было потенциально опасным для нее, пока она не встретила Мистера Грея.
Мистер Грей – успешный адвокат, который искал секретаршу. Помимо роли адвоката у мистера Грея есть еще одна роль – садист. Он испытывал невероятное сексуальное удовольствие от причинения боли, страдания, и чувства власти над человеком, которого заставлял делать то, что ему было нужно. Достаточно быстро он распознал в Ли, его потенциальной секретарше – идеальный для него объект садистического удовольствия, женщину мазохиста. Впрочем, она не являлась просто объектом удовольствия, а стала женщиной, в которую он поначалу влюбился, а потом полюбил.
В картине показаны интересные особенности и нюансы садистских и мазохистских наклонностей. Фрейд в своей работе «Три очерка по теории сексуальности» рассказывает об особенности садизма и мазохизма. Мы знаем, что человек, обладающий садистскими наклонностями обладает, как противоположность, и мазохистскими. Однако садистские в нем преобладают. Как наглядный пример – бывшая жена мистера Грея – явная садистка. Когда она пришла в офис мистера Грея, тот из властного и важного адвоката, превратился в испуганного мальчика, который спрятался в шкафу, убежал от ее громкого крика.
Напротив, Ли, когда ее выгонял мистер Грей, дала ему сильную пощёчину, явно испытывая удовольствие от этого, наряду с обидой. Она также достаточно жесткого избила ее ухажера, который настойчиво просил пойти ее с ним в конце фильма.
Оба героя часто заменяют половой акт онанизмом. Ли в силу невозможности получить сексуальное удовлетворение от полового акта с мистером Греем, потому что тот часто был недоступен ей. Мистер Грей в силу садистического наслаждения от чувства контроля над Ли, что часто заменяло ему сам половой акт.
Мы также можем наблюдать то чувство вины, которое захлестывало мистера Грея после того, как он реализовывал свои фантазии. Все это говорит о сложном и серьезном внутреннем конфликте.
Мистер Грей боялся близости. Когда чувство любви начинало охватывать его, он испытывал сильное недоверие к женщине, что не давало ему быть счастливым. Однако, фильм рассказывает нам о том, что любовь способна на создание счастливой жизни даже когда у человека есть сложные патологии в сексуальной сфере. Ли удалось сделать важные шаги навстречу к нему (она оказалась смелее?), и путем невероятных страданий, доказать ему свою любовь.
Их история показывает нам, что каждый может найти кого-то, кого мы могли бы назвать «половинкой», тот, кто сможет включиться в наши внутренние хитросплетения своими. На сколько это реалистичный сценарий или нет, судить зрителю. Однако у этого фильма счастливый конец.
Автор: психоаналитик Романов Р.Ю.
Запись на консультацию (психоанализ):
Запись на консультацию через Телеграм: https://t.me/psyhologperm
Телеграм канал о психоанализе: https://t.me/romanov_mirror