Центр Психоанализа Пермь
Существует динамические характеристики развития старших и младших детей. Психические структуры старших детей организуются вокруг представлений о собственном моральном и когнитивном превосходстве, а психические структуры младших детей — вокруг идеализации девиантности и бунта, что находит свою реализацию в личных, социальных и профессиональных отношениях.
О том, что наиболее яркой чертой комплекса младшего брата является идеализация протеста и бунта, писал еще Фрейд: «Старший ребенок издевался над младшим, дразнил его, отнимал у него игрушки; младший питал бессильную злобу к старшему, завидовал ему и боялся, и его первые проблески стремления к свободе и правосознанию обращались против угнетателя» .
О. Ранк также указывает на то, что судьба младшего ребенка связана с героической компенсацией, фантазией об идентификации с идеалом матери: «В мифе и в сказке подвиг всегда может совершить только самый младший сын, последний у матери… Он всегда остается чисто телесно связан с ней, так как после него никто другой не занимал места в матери, он действительно является единственным, для которого возврат в материнскую утробу и пребывание там возможно, для которого оно, так сказать, имеет бессознательный смысл.
Одним из вариантов такой крепкой связи с матерью могут быть трудности в обретении своей личной жизни и построении собственной семьи.
Автор: психоаналитик Светлана Романова
Designed by Freepik
Запись на консультацию:
Телеграм канал для родителей о психологии детей: https://t.me/rostyhappy
Запись на консультацию через Телеграм: https://t.me/psychoanalytik_svetlana