21 февр. 2024

Воровство

За последние 2 недели ко мне за консультацией обратились несколько человек примерно с одним и тем же вопросом: «Мой ребенок ворует, что делать?»

Случаи были разные и возраст детей тоже.

Затрону эту тему сейчас лишь с одной из сторон, так как «семейный анамнез» у всех уникальный, и в силу этических соображений я не могу описывать конкретные случаи.

Очень часто маленькие дети достают монетки или купюры из маминой сумочки. Обычно никаких проблем при этом не возникает.

Мать старается терпимо относиться к тому, что ребенок достает вещи из ее сумочки, и все там перемешивает. Обнаружив это, она скорее улыбнется, чем рассердится.

Первоначально младенца характеризует состояние недифференцированной слитности с миром объектов, и матерью, он может обращаться с частями тела матери как со своими собственными.

Кроме того, он действует в русле принципа удовольствия, присваивая все, что связано с ощущением приятного.

Напомню, что первая фаза психического развития ребенка Фрейдом названа «оральной», ребенок всё тянет в рот. Не просто так дети и предподростки, да и подростки таскают именно сладкое, конфеты. Ведь все мы родом из детства и помним сладкое молочко мамы.

Лишь постепенно ребенок усваивает категории «мое» или «не-мое».

При этом то, что касается понятия «мое», ребенок понимает гораздо раньше, чем начинает осознавать чужую собственность (и появляются соответствующие концепции «чужого»).

О воровстве с деликвентным оттенком можно говорить, только когда ребенок усвоил смысл концепции частной собственности. Эта концепция формируется у ребенка поэтапно.

Анна Фрейд (детский психоаналитик, дочь З. Фрейда) считает, что маленькие дети — «потенциальные воришки», до тех пор, пока не установится Суперэго (инстанция морали и запретов). И баланс между Ид (желаниями, влечениями) и Эго (осознаваемое, наблюдатель) склонится в сторону последнего.

Если хорошенько подумать, то можно прийти к выводу, что в обычной нормальной семье, всегда есть немало воровства, только это так не называется. Ребенок берет одну-две булочки или достает из шкафа кусочек сахара. Хотя в другом спец учреждении, действующем по своим устоям его могли бы назвать вором, ведь там иные правила.

Родителям бывает необходимо разработать определенные правила (так формируется мораль, СуперЭго). Например, ребенок может всегда брать какое-то печенье, но не должен брать специально припасенное печенье.

Но, скажем, ребенок, который регулярно крадет яблоки, груши, хоть что, а потом это выбрасывает, даже не откусив, действует компульсивно.

Поэтому он имеет «внутренний конфликт», и его могут назвать вором. Он не скажет вам, почему это сделал, а если вы будете настаивать, то он может и солгать.

Так что же делает этот ребенок? Вор не ищет объект, который бы он хотел взять. Он ищет человека. Он ищет свою собственную мать, только он не знает этого. Для вора это не заколка, купленная на Wildberries, или велосипед, уведенный им с соседского двора, или яблоко, съев которое он получит удовольствие.

Ребенок, который в этом отношении имеет внутриличностный конфликт, не способен получать наслаждение от украденных вещей. Он лишь отреагирует фантазии, связанные с примитивными импульсами (чтобы его любили).

В подобном случае никакие воспитательные меры помочь не могут. Единственное, что может помочь, это осознание тревоги, которая направляла его поведение, и ее устранение с помощью аналитического лечения.

С такими случаями я работаю у себя в кабинете.

Автор: психоаналитик Светлана Павловна Романова


Запись на психологическую консультацию для взрослых и детей (онлайн и очно): +7 912 059 97 15‬


Телеграм канал для родителей о психологии детей: https://t.me/rostyhappy